Дуг Бэндоу
Источник: inosmi.ru, 31.03.2023
Администрация Байдена продолжает раздавать на мировой арене директивы — как друзьям, так и врагам. Однако от ханжеских нотаций Вашингтона устали даже близкие союзники. Внешнеполитическая элита Америки воображает, что на дворе все еще 1989 год, когда вдруг задымилась советская империя.
Бóльшую часть истории международные амбиции дяди Сэма были весьма скромны. Однако столетие назад самовлюбленный ханжа Вудро Вильсон демонстративно пренебрег предостережением Джорджа Вашингтона держаться подальше от братоубийственных распрей Старого Света и вовлек нас в Первую мировую войну. Затем Вторая мировая война оставила США единственным щитом против окрепшего Советского Союза, к которому позже присоединился китайский режим, радикальный и революционный. Значительной ценой — постоянным ослаблением Европы в военном отношении, масштабными войнами в Корее и Вьетнаме, вовремя потушенным ядерным пожаром на Кубе и многочисленными опосредованными конфликтами по всему третьему миру — Вашингтон в итоге выиграл холодную войну, хотя страсти временами накалялись не на шутку.
Хотя крах советского коммунизма стал безоговорочным благом для всех, этот процесс раздул американское самомнение до пугающих масштабов. Американские политики возомнили, что США — мировой столп. А остальные страны — ничем не примечательные горы глины, ожидающие, чтобы из них что-нибудь вылепили по своему усмотрению прозорливые вашингтонцы.Ожидалось, что американские подшефные возьмутся за руки и будут хором петь осанну по указке из США. А ослушники понесут справедливое наказание от всетерпеливого американского колосса.
Даже обычно трезвомыслящий президент Джордж Буш-старший как-то воскликнул: «Как мы скажем, так и будет». В основе американской политики при любой администрации лежало яростное стремление к превосходству. Вашингтон продолжает защищать европейский континент, чтобы сохранить зависимость европейцев, даже если его опека неуместна. Олицетворением этого подхода стало бесстыдное вмешательство в выборы и военная экспансия в попытке подчинить Россию после распада Советского Союза.
По сути, Вашингтон не только переставил доктрину Монро с ног на голову, но и придал ей международный размах, превратив ее в наступательный инструмент, оправдывающий расширение влияния и мощи США до границ любой другой страны. Когда же эта политика спровоцировала в Европе первый за семь десятилетий крупный конфликт с использованием обычных вооружений, комментаторы из округа Колумбия почти единодушно призвали к безжалостной опосредованной войне, в которой Украине отводилась роль инструмента для ослабления России, а с жуткими человеческим трагедиями никто даже не считался.
Аналогичного подхода Вашингтон придерживается и в Азии, причем долгосрочные последствия могут стать еще более грозными. США продолжают держать в военной зависимости Японию и Южную Корею, хотя они мощно развились экономически. Американская политика «расширенного сдерживания» с участием этих стран уже сделала внутреннюю территорию США мишенью для ширящихся ядерных арсеналов Китая и Северной Кореи. Все настырнее требуя официальных военных обязательств перед Тайванем, мы рискуем “Кубинским ракетным кризисом наоборот” — причем, из-за острова, представляющего для Китая значительный национальный интерес в области безопасности. Однако многие вашингтонские политики полагают, что сама угроза американского вмешательства будет держать Пекин в повиновении, а если нет, то уж конечно Америка выйдет победительницей из любого военного конфликта.
Сегодня политически алчные чиновники стремятся подчинить своей власти не только тихоокеанские экономические отношения, но и ключевые в технологическом смысле отечественные и зарубежные отрасли. В результате мы получили бессистемную, но постоянно ширящуюся промышленную политику, сочетающую щедрые субсидии с не менее жестким диктатом. Вашингтон изо всех сил пытается навязать свои правила игры промышленно развитым союзникам, проверяя на прочность сложное взаимодействие между экономическими интересами и политической близостью.
Хотя администрация Байдена милостиво положила конец двадцатилетней эпохе государственного строительства и насаждения демократии в Центральной Азии, опустошив предварительно Афганистан, она полна решимости сохранить Америку втянутой в дела Ближнего Востока. Американские силы по-прежнему подвергаются риску в Сирии, незаконно оккупируя ее территорию и воруя ее нефть. Действуя от имени Эр-Рияда и Иерусалима, Вашингтон продолжает политику безрассудной конфронтации с Ираном, беря на абордаж его танкеры и угрожая военными действиями в случае ответной реакции.
Президент Джо Байден перешел от критики саудовской диктатуры к угодливому раболепству, умоляя королевский дом увеличить нефтедобычу. В настоящее время администрация пропихивает официальные гарантии обороны, которые превратят американских военнослужащих в телохранителей наследного принца Мухаммеда ибн Салмана и его семьи. В то же время администрация Байдена отдалилась от Израиля лишь на словах, но на деле одобряет политику, при которой палестинцы считаются людьми второго сорта. Даже гибель американских граждан от рук израильских оккупационных сил и та остается в Вашингтоне практически без внимания.
Хотя в совокупности эта политика сохраняет видимость мирового господства Америки, США образца 2023 года уже не такие, как в 1990 году. Воображая, что “как мы скажем, так и будет”, американские политики сами того не желая ускоряют создание нового миропорядка, о котором в дальнейшем сами пожалеют. И в этом участвует несколько факторов.
Во-первых, вопреки очевидной военной мощи, возможности США по принуждению основных потенциальных противников весьма ограниченны. Россия пока выстояла в жестокой опосредованной войне, подкрепленной далеко идущими экономическими санкциями. В самом деле Америка и Европа оказались чем угодно, только не современными арсеналами демократии, а Россия превзошла весь альянс НАТО в производстве артиллерийских боеприпасов и другой военной техники. И, несмотря на жалобы военного лобби Вашингтона, администрация отказалась участвовать в конфликте с ядерной державой из-за второстепенных геополитических интересов.
Китай превзошел США по размерам военно-морского флота. Пусть он и по-прежнему уступает по тоннажу и боевым возможностям, но значительно опережает Америку по потенциалу судостроения. Штабные учения на Тайване неизменно заканчиваются огромными потерями Америки, и большинство симуляций даже сулит США поражение. Азиатские союзники Вашингтона одобряют американскую поддержку Тайваня, но воевать за него отказываются, чтобы не усугублять враждебность КНР. Если военные действия все же вспыхнут, США, скорее всего, окажутся одни — причем, в тысячах миль от дома.
Северная Корея постепенно обретает собственные средства сдерживания, расширяет свой ядерный арсенал и одновременно разрабатывает межконтинентальные баллистические ракеты, способные достичь США. Попытка Вашингтона «восстановить сдерживание» регулярной отправкой кораблей и самолетов к северокорейским берегам практически наверняка приведет к обратным результатам, лишь укрепив Пхеньян в его решимости не допустить прямого участия США. Иран же практикует неядерное сдерживание, вплоть до ракетных ударов по близлежащим базам США и нефтяным объектам Саудовской Аравии. Стремление Тегерана к разрядке напряженности в отношениях с Эр-Риядом также подорвало ревностную антииранскую кампанию Вашингтона.
Во-вторых, другие страны все менее склонны подчиняться США и их союзникам. Вашингтон и Брюссель пришли в шок и недоумение, когда остальной мир ослушался их зова в отношении Украины. США сами испортили себе репутацию своими выходками — глупыми войнами по всему миру, за которые никто не извинился, и никто не понес наказания. Вашингтонские чиновники осуждают “агрессию” против Украины, однако Америка сама незаконно напала на Югославию и Ирак. Вашингтон требует, чтобы Владимир Путин предстал перед судом за военные преступления, однако Джордж Буш не понес никакой ответственности за кровавое и незаконное вторжение в Ирак.
При этом крепнет сопротивление и злоупотреблениям Вашингтона своим финансовым владычеством. Хотя даже расширенный БРИКС едва ли обретет большую геополитическую мощь, эти страны могут еще больше ослабить экономическую хватку Вашингтона. В конце концов даже у европейцев начало иссякать терпение, когда их бывший союзник ввел санкции.
В-третьих, американские политики парадоксальным образом подталкивают противников к сотрудничеству. У Москвы с Пекином немалые разногласия, но их сближает растущая неприязнь к США. Поскольку связи Пекина с Америкой также ухудшились, Китай усилил поддержку Северной Кореи. Аналогичным образом поступила и Россия, хотя до недавнего времени ограничивалась лишь скромной ролью на Корейском полуострове. А Иран предоставил Москве беспилотники для использования против Украины, презрев резкое порицание США.
Такие отношения не могут длиться вечно. Однако их конец отнюдь не неизбежен — особенно если Вашингтон продолжит в изобилии поставлять “клей”. Увы, врожденная доброта Америки другим странам отнюдь не очевидна. Более того, за рубежом Вашингтон обычно не любят и даже ненавидят. Главная угроза для американцев за рубежом — враждебность к правительству США. Пока Вашингтон относится к другим странам и народам как к врагам, они наверняка будут платить ему той же монетой.
В-четвертых, даже друзья и союзники больше не считают, что обязаны жертвовать важными экономическими интересами ради Вашингтона. Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия укрепляют экономическое сотрудничество с Китаем и все меньше полагаются на Америку в вопросах безопасности. Юго-Восточная Азия упрочивает торговые связи с Пекином, даже несмотря на беспокойство из-за его агрессивной морской политики. Европейские правительства все больше взволнованы нарушениями прав человека со стороны Китая, но по-прежнему ставят экономические отношения выше американских интересов безопасности. Чем больше Вашингтон требует, тем меньше шансов, что к нему прислушаются даже друзья.
Наконец, сами США — отнюдь не образчик внутренней стабильности. Внутриамериканский раскол глубок: у нас есть фундаментальные разногласия насчет самой природы совместной жизни. Больше нет консенсуса насчет природы и легитимности американской демократии. Пугает и надвигающийся финансовый кризис.
Дефицит федерального бюджета только в этом году составит порядка 1,6 триллиона долларов — и это без пандемии, экономического кризиса или крупной войны. Соотношение госдолга Америки к ВВП составляет почти 100% и приближается к рекорду после Второй мировой войны, самого страшного конфликта в истории человечества. Процентные ставки и федеральные расходы стремительно растут. Население стареет, и социальные выплаты также увеличиваются. А поскольку американцы требуют льгот и поблажек, но не готовы за них платить, к середине века соотношение долга к ВВП США может вырасти почти вдвое. Экономический кризис уже кажется неизбежностью. Как Вашингтон будет править миром, если он сам — финансовый колосс на глиняных ногах?
Америка выживет, что бы ни случилось. Но правящая элита, внешнеполитический истеблишмент и имперские замашки — нет. Скажите за это спасибо ненавистному “Пузырю” (Термин “Пузырь” ввел в обиход бывший советник по вопросам национальной безопасности Бен Родс, описав таким образом воинственно настроенные вашингтонские элиты, виновные в срыве внешнеполитического курса бывшего президента США Барака Обамы, – Прим. ИноСМИ). Необузданная гордыня и отказ от ответственности — мощное сочетание. Миру отчаянно нужно лидерство США, но сдержанное и тонкое, отражающее ту «скромную» внешнюю политику, которую некогда пропагандировал Джордж Буш-младший в бытность свою кандидатом в президенты. Такая перемена пошла бы на пользу не только Америке, но и всему миру.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана, автор книги «Заморские безрассудства: новая глобальная империя Америки»