Изборское сознание: ответы на вызовы русского времени

Сергей Баранов

 

Источник: zavtra.ru

 

Изборский клуб — сегодня наиболее заметное идейное объединение России. По истечении десяти лет с его учреждения ясно, что в своём коллективном составе клуб, возглавляемый Александром Андреевичем Прохановым, — мощное явление мысли первых десятилетий XXI века. И оно определило облик современного русского мировоззрения.

 

Изборский клуб как коллективный соработник осевого времени России

Цивилизация есть ответ на вызовы времени. Россия живёт как бы в своём времени, которое нужно творить, иначе оно «свернётся», истечёт. Цивилизационная воля — творческие ответы на многочисленные вызовы времени русскому народу и государству. Давать ответы — не просто отбиваться от врагов, а создавать своё, сначала как мечту и проект. Время, в котором живёт народ и цивилизация России, — не простое, «профанное», а осевое. Изборский клуб, как, конечно, и отдельные другие наши сообщества, выражает именно дух русского осевого времени. Публицистическими, поэтическими, аналитическими, философскими, историческими текстами его авторов говорит какая‑то глубинная часть души России. Речь их не является заранее заданной формулой, имитацией и постановками «общества спектакля», к которому постепенно, с середины 1990‑х, сводилась публичная риторика в мире, в том числе и в России.

Коллективный субъект цивилизационной воли — автор серии цивилизационных выборов по основным вопросам, перед которыми стоит наша страна. Задача сообщества Изборского клуба — прояснить ситуацию этих решений, которая не всегда очевидна в засорённом общественном и личном сознании, и предложить наиболее правильные варианты. Говоря о конкретике, это и судьбоносные решения о Специальной военной операции (СВО), и защита традиционных ценностей, и избавление от пятой колонны, и южноазиатский геополитический вектор в создании транспортных коридоров, и переход к новой экономике. Что такое цивилизационная воля применительно к отдельному человеку и к стране? Её стержень — формула практической философии движения «от Русской Мечты к Победе». Изборский клуб поднял флаг Русской Мечты, показал, что русские и все россияне имеют право на свою общую и личную мечту, так же как, скажем, и китайцы — на мечту китайскую. Формула заработала, и Мечта с Победой творят новейшее русское время, время России.

 

Цивилизационная первородность

Уникальность мировоззренческой мысли состоит в её цивилизационной первородности, в живой повседневной мысли о своей цивилизации и о других цивилизациях, народах и политических деятелях. «Живая вода» из родника Изборской мысли — мировоззренческая оптика, её чистые незамутнённые глаза, которыми часть российского общества видит себя и других, своих партнёров и врагов. Изборский клуб и движение Русской Мечты — самоорганизующийся цивилизационный проект, ориентированный в будущее, а не в прошлое. Это не «задний ум», которым крепки многие консерваторы, а ум крылатый. Основные его плоды должны прорасти через 10–20–50 лет. А может быть, уже через полгода. Сейчас Россия «проскакивает» на лету за месяцы то, к чему «карабкалась» десятилетиями.

Этому уже предшествуют десятилетия трудов членов Изборского клуба, десятки книг и докладов по основным отраслям стратегического планирования и обществознания. Многие официальные российские институции, которые по своему назначению должны были бы этим заниматься, сегодня по‑прежнему заблокированы в качестве инструментов мировоззренческой оптики. А «глаз» государства: это и академические институты, факультеты и лаборатории вузов, государственные и корпоративные аналитические центры, многочисленные фонды, медиа, пиар-структуры, — все они либо издают ничего не значащую продукцию для отписки, для галочки, повторяющую сто раз уже пройденное, либо продолжают накачивать общественное сознание второсортной западной идеологией и картиной мира. Тем самым образуются наслоения псевдоморфоз, складывающиеся в бесконечные тупики истории, культуры и человеческих судеб. Либо создаются фантомы из симулякров, которые не способны сформировать Повестку великой страны. За них вынуждены отрабатывать Изборский клуб и отдельные мозговые и идеологические центры, которые можно сосчитать по пальцам.

 

Прообраз сети мозговых центров

В современном мире мозговые центры, обладающие определённой интеллектуальной автономией, образуют нейросеть общественного сознания, предлагая свой собственный вариант мысли и действия на государственном уровне. Это не просто живые компьютеры, собирающие на заказ данные и проекты, а общественные институциональные структуры, энергетически пробуждающие цивилизационную волю и интуицию у власти и общества. Число общественно-политических и интеллектуальных клубов в России позорно минимально и укладывается в один десяток. Из них лишь единицы реально работают и регулярно выдают «нагора» осмысленные продукты. Большинство по разным причинам неэффективны. Они либо существуют на бумаге, никогда не собираясь; либо проводят заседания ни о чём с громкими темами; либо погрязли в бесконечных внутренних дискуссиях и посиделках; либо заняты саморекламой и вбросами в социальных сетях.

Численность мозговых центров в России уступает численности таковых в США более чем на целый порядок (150 против 1776, по другим данным —1781) и почти на полпорядка в Китае (600). Россия также уступает здесь Индии, Великобритании, Германии, Франции. По численности работников и их реальной оплате мы отстаём ещё больше. Это говорит о том, что данный инструмент управления сознанием не востребован в России. Он противоречит сложившейся закрытой извне системе информационной циркуляции и заменён имитацией и тайными вливаниями кому‑то нужных инсайдерских мнений. Сочетание мозговых центров и публичных клубных площадок, на которых происходит апробация их результатов, создаёт инфраструктуру общественного сознания.

Изборский клуб выступает одним из наиболее плодовитых интеллектуальных общественно-политических клубов и мозговых центров, продукция которого отвечает стандартам качества и новизны. Он выдвинулся на роль лидера соответствующих структур в патриотическом крыле. Свидетельство — проведённые им во второй половине 2021 года дискуссии об образе будущего России с участием представителей клубов на основе интегрального доклада «Идеология Победы как национальный проект» (автор-составитель В.В. Аверьянов)[1]. Доклад в концентрированном виде выразил итоги ряда резонансных работ предыдущих лет.

 

Над односторонними крайностями

Изборскому клубу удалось соединить то, что долго не удавалось в российской истории, хотя и давно назрело. Он соединил две непримиримые идеологии, красную и белую, революцию и реакцию, незыблемый фундамент и полёт в небеса, динамику и статику, движение вперёд и вечное возвращение, духовность православия и материализм политэкономии, идеалистический романтизм и жёсткий прагматизм, мечту и трезвую рациональность, народ и власть. И он соединил всё это так, чтобы оно обрело новое качество и со временем воплотилось в новом интегральном общественном, технологическом, экономическом и культурном укладе, который формируется в России. Только вместе они будут успешными и долговременными.

Изборский клуб — попытка построить мост между исторической Россией и Россией будущего, посреди которых лежит идеологическая и культурная пропасть. А.А. Проханову в одном из своих, на мой взгляд, лучших идеологических романов «Таблица Агеева» удалось построить объединённое поле русского сознания. Он осуществил это в виде светоносной многоликой периодической таблицы цивилизационных кодов, являющихся главному герою романа в трансовых или сновидческих состояниях. Но, по сути, лидер Изборского клуба этим же занимается и в других своих работах, еженедельных колонках, статьях, заметках на злобу дня в газете «Завтра». Особый стиль Изборского русского сознания — его видение реальности и будущего изнутри цивилизационных кодов, в специальном изменённом состоянии провидца. Без которого, кстати, вообще сложно писать серьёзные тексты, приоткрывающие над текущими и прошлыми событиями завесу густой информационной и обывательской лжи и тавтологии.

 

Государственная и народная позиция — что это значит сегодня?

Конечно, один из главных продуктов Изборского клуба — образ мыслящего и действующего русского человека в современном мире 2010–2020‑х годов, накануне антропологического перехода, оборачивающегося в бесконечную череду перемен. Это всё те же герои романов Проханова, других известных членов клуба — авторов статей и докладов о русских кодах и о русском человеке как традиционном цивилизационном типе. Здесь приоритет созидания и трогательного отношения к истории, присутствие духа, веры и мечты, волевая расчётливость и гибкость, жертвенность и сноровка, интеллигентская утончённость и открытость простонародной мудрости, фундаментализм и динамизм, национальное мышление и интернационализм. Сегодняшний патриот — человек, который играет «вдолгую», понимая временность и обречённость несправедливых порядков и институтов. Но он должен не лежать на печи и ждать, периодически выражая своё недовольство, а работать со здоровыми государственными силами. Это человек не монструозный, устрашающий, а гибкий, современный и культурный. Он, безусловно, опасен для врагов, он просчитывает их коды, он привык иметь дело с отупевшим обывателем. При этом мы понимаем, что главная ценность — это России вечная, обладающая самостоятельностью, преемственностью и силой своего государства. Россия должна собраться и маршем пройти через гибридную эпоху, не задерживаясь в ней и не заглядываясь в бездну, не засыпая, не впадая в эвтаназию потребительского денежного общества.

 

Синергия и многоголосье

Изборское сознание — результат индивидуальной деятельности десятков членов и экспертов Изборского клуба в разных регионах России. В большинстве случаев они пишут и выступают по собственной инициативе, периодически откликаясь на призыв товарищей о разработке той или иной темы, но высказывая своё собственное видение вопроса. Руководство клуба создало возможность этой работы и продвижения её результатов, сведения их в единые мастерские мысли по определённым темам. Они придерживаются разных философских и религиозных взглядов, оценок политических и исторических фигур, современных политиков. Однако они едины в главных моментах: неприятии западнической неоколониальной позиции во всех её разновидностях, делающей Россию униженной периферией; поддержке идеи Пятой империи — новой формы российского государства и цивилизации; приоритете позиции народа над интересами и заблуждениями узких групп; признании ценности всей русской истории.

 

Услышат ли власть и общество?

Станет ли изборское сознание исторически ценным Знанием, влиятельным идейным оружием страны? Есть шанс, созданы предпосылки. Однако полностью всё решит дальнейший ход исторических событий. Предстоит сделать ещё очень много: создать детальный образ нового социально-экономического устройства, соответствующего Русской Мечте и ведущего к Победе. Необходим детальный план перехода к нему. Такое ощущение, что в значительной массе российское общество, пытаясь догнать, вернуть уходящую «прекрасную эпоху», сидит и пытается насладиться жизнью на огнедышащем вулкане, по которому уже поднимается вверх через геополитические разломы раскалённая лава осевого исторического времени. Пора духовно и организационно мобилизоваться и использовать шанс.

 

Ответ фальсификаторам изборского сознания

Благодаря трудам на ниве русской цивилизации и творческой позиции Изборский клуб обрёл множество недоброжелателей, не стесняющихся прибегать к ядовитым наветам. Взгляды ведущих мыслителей Изборского клуба подверглись извращениям и фальсификациям со стороны западнического неолиберального сообщества. Остановлюсь только на двух ярких примерах.

Д.э.н. Б.В. Корнейчук в статье «Принципы и противоречия Изборской доктрины» (Социум и власть. 2018. № 3 (71)). обвинил Изборский клуб ни много ни мало — в «варварстве», назвав три его принципа: этнический национализм, якобы вытекающий из использования термина «русофобия» (борьба с русофобией и за права русского народа — это национализм?!); «примат идеологии» (а что в этом плохого?); «негативное отношение к демократическим ценностям и правам человека». Откуда он взял последнее? Это вовсе не вытекает из действительно плохого отношения изборцев к либералам и либеральной идеологии, к западникам и рекрутируемой из них пятой колонне. Мыслители Изборского клуба уважают человеческую личность как подобие образа Божьего, считая сохранение традиционной личности огромной ценностью. Именно в этом смысл прав человека, а не в разложении личности разных народов через права меньшинств. Узкий национализм также был всегда чужд Изборскому клубу, который исходит из понимания своей миссии и доктрины как общеевразийского и мирового явления, противостоящего варварству глобальной олигархии.

Имеет место и фальсифицирующая критика изборского сознания справа со стороны тех, кто придерживается православно-монархической, антисоветской ортодоксии. В качестве главного обвинения против Изборского клуба выдвигают вероисповедную идеологию Победы. Историк-монархист М.Б. Смолин считает, что её, мол, «гипертрофируют до абсолютно шовинистического взгляда на 9 мая как на Победу Побед (всё с большой буквы)». Критик справа считает: «Их мечтаносные «шлюзы» подозрительно напоминают те кингстоны, которые уже открывались большевиками при затоплении корабля Российской империи». Фактически историк-монархист обвиняет в своём «Розыске…» авторов доклада в идеологии развала империи, сравнивая СССР с «безумным потопом» . Критики справа не хотят понять, что социализм Четвёртой империи, как относительно справедливый строй без олигархии, не может быть вычеркнут не только из прошлого, но и из будущего России, из её мечты, из её сути, а не просто из истории её побед.

Основной упор Смолин делает на критику вероучительного характера Изборской идеологии. Однако любое серьёзное глубинное идейное движение, если оно не верхушечная группка интеллектуалов, может быть только вероучительным, то есть религиозным, основанным на вере, хотя и восходящим в своей основе и повседневной жизни к православию, но не заменяющим его. Примером сотрудничества может служить участие Изборского клуба в Рождественских чтениях Русской православной церкви в качестве отдельной секции. Создание духовного и идеологического культового движения с верой в Россию и её Победу не означает ереси и секты, а, наоборот, избавляет от риска скатывания к таковым. Православная церковь, в свою очередь, не может выступить политико-идеологическим центром и конструктором будущего, и мы не вправе требовать этого от её пастырей. Попытка создать такое внутри церкви привела бы к ереси и угрозе односторонней политизации.

В мировоззрении членов и экспертов Изборского клуба в разных индивидуальных вариантах авторов присутствует широкая философская духовная платформа, совместимая с традиционными религиями, признающими духовную архитектуру мира, и оставляющая им свободу веры. Я бы назвал её соборным персонализмом, по аналогии с мировоззрением русских религиозных философов Серебряного века, наследником которых наряду, разумеется, и с другими течениями русской мысли выступает Изборский клуб. Соборный персонализм — философско-метафизическая основа русской идеи, которая должна быть ведущим направлением русской цивилизационной философии. Она представляет собой консервативную фундаменталистскую позицию по отношению к западному мейнстриму. Это русское народное религиозное мистическое сознание, восходящее к глубинному православию. В современном мире может быть влиятельна именно такая гибкая идеологическая схема мировоззрения, не претендующая на полноту истины. Узкая православно-монархическая платформа не способна заменить его и может быть только составной частью российского традиционализма.

Любопытно, что в своих формулировках против Изборского сознания М. Смолин сближается с либералами, приписывая изборянам «тоталитарность коммунистических человекостроителей», чего никогда и никем из них не заявлялось; а также называя высочайшую историческую оценку Победы 1945 года в Великой Отечественной войне «шовинизмом». Как можно договориться до такого? Подобная обструкция изборского сознания, основанная на ярлыках, абсолютно неприемлема в традиционалистском лагере и вызвана, можно только догадываться, не чем иным, как завистью и нежеланием работать мышлением и волей. Признанием серьёзности идейного влияния Изборского клуба стала террористическая атака Запада руками головорезов из украинских спецслужб на крупнейшего философа А.Г. Дугина и его соратников, приведшая к трагической гибели блестящего молодого мыслителя Дарьи Дугиной. Исключительность акции террора против изборского сознания в том, что украинские власти из страха личного возмездия до сих пор воздерживаются от террора на территории московского столичного региона, тем не менее они дерзнули напасть именно на его творцов, а не на каких‑то других врагов украинского режима. Главное в украинстве — психологический террор, направленный против сознания. Она совпала по времени с введением Украиной санкций против видных членов Изборского клуба, которые можно истолковать как сигнал к его упреждающей международной изоляции с целью не допустить распространения идей клуба за пределами России.

Но, на мой взгляд, усиление международного влияния изборского сознания неизбежно. Перспективой может стать превращение сообщества клуба в крупнейший мозговой и идейный центр массового духовного движения России, всей Евразии, всего мира. Движения, альтернативного западному глобалистскому мейнстриму.