О низкой пассионарности современных русских

Институт РУССТРАТ

Источник: Институт РУССТРАТ, 24.11.2023

Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.

Эти исследования выглядят как диагноз, если пишут российские авторы, стоящие на позиции врача, озабоченного лечением; как разведывательное донесение, если пишут наши извечные геополитические враги; как созерцание далёкой горы Фудзияма, если пишут «наблюдатели», те, кто «и не друг, и не враг, а так», то есть описательно, нейтрально и отстранённо (а по сути, ещё не определившись, добыча для них такая Россия, угроза или досадно ослабленный ситуативный союзник). Не озабоченно, не злорадно, а задумчиво. Как крестьянин, размышляющий о том, как изменится его жизнь, если у соседа корова сдохнет.

Пассионарность – это коллективное психологическое состояние народа, имеющее жизненный цикл как всё живое. То есть там имеется фаза зарождения, роста, пика, выравнивания, спада и смерти. Пассионарность переживают как молодые народы, так и старые, не раз прошедшие в прошлом через спады этого чувства и связанные с ним распады государственности. Проходило время – и пассионарность росла, найдя точку опоры, и тогда на мировую арену возвращались старые, распавшиеся империи и формировались новые.

Пассионарность – это ощущение миссии. Миссия – это то, что уходит за пределы земной жизни, что важнее, чем эта жизнь, так как ради миссии идут на смерть, даже если такими категориями не мыслят. Пассионарность – это форсаж мотора.  На нём нельзя ехать постоянно, его включают на короткое время, чтобы взять высоту. Потом нужен режим восстановления сил. Цель достигнута, пассионарность падает, и тихо начинаются процессы разложения.

Они приводят к катастрофе, для спасения от которой снова нужны взрывы пассионарности. Так работает колесо взлётов и падений народной активности, чередующейся с равнодушием и ростом засилья предателей и перерожденцев. Спасённое Отечество загнивает и снова попадает в опасность, спасать от которой снова собирается ополчение под руководством неформальных лидеров, если формальные не могут справиться с вызовом.

Всплески пассионарности всегда сопровождаются ротацией элит, когда основной костяк меняется, а осколки старой максимум на время становятся попутчиками и советниками. Потом и от них избавляются – когда мягко, а когда и жёстко.

Для пассионарности необходим некий консенсус базовых моральных аксиом – то есть теорем, принимаемых большинством населения на данном историческом этапе без доказательств. Для того, чтобы понять, в чём причина снижения пассионарности русских, надо рассмотреть типы миссий и каждый из них наложить на тех, кто считает себя русским, будь то этнический, территориальный или культурный критерий.

На самом деле миссий немного, и все они перемешаны. Можно лишь попытаться выделить ту, что доминирует на данный момент. Без доминирующей миссии народ не существует даже в стадии национального умирания и роспуска государственности.

Первый вид миссии – родовая сила и её накопление. Идея родовой силы может служить мощным источником пассионарности. Доминирование этой миссии характерно для народов в варварской стадии существования, родоплеменных отношений и языческого мировоззрения. Европа и Русь прошли эту стадию в дохристианский период.

МОСКВА, 24 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.-2

Родовая сила – это миссия у народов, переживающих родоплеменную организацию как главную форму коллективного существования. У многих народов Центральной Азии и Закавказья родоплеменные отношения остались доминирующими в народной традиции. Там правят тейпы, жузы и прочие формы семейно-территориальных кланов.

Их современная государственность (президенты, парламенты и прочие атрибуты) – вынужденный формат, часто формальный и скрывающий тот самый консенсус родов. Смысл миссии – укрепление. Рода, родового союза, границы, отношений с соседями.

Для современных русских родовая сила – это архаика, музейный экспонат. Его можно уважать, но никто не станет возвращаться в ушедший быт и его образ жизни. Это фольклорная тема, носящая характер этнографических фестивалей, где переодетые в древнерусские вышиванки городские мужчины и женщины реконструируют некоторые элементы языческой обрядности и формируют группы любителей древности.

В политике эта группа реконструкторов пытается апеллировать к неким истокам, к которым надо вернуться для обретения утраченной идентичности, но реально жить по тем правилам никто не готов. Источником пассионарности для русских миссия родовой силы быть не может.

Второй вид миссии – религия. Из язычества она переходит в монотеизм. Миссия религии – это миссия служения высшему идеалу или высшей силе с целью соединения с этой силой, черпания в ней недостающей силы, а в некоторых религиях и путь к личному спасению. Родоплеменные отношения вполне сохраняются при переходе из язычества к монотеизму, и часто синтез миссий родовой силы и религии в её монотеистической версии становится основой острого национального чувства собственной идентичности и связанной с ней миссии.

В пределе религиозная миссия стремится к преодолению национальных рамок, усиливая пассионарность носителей идеи. Религиозная миссия, порождая религиозный фанатизм, преодолевает родоплеменные и национальные рамки и становится первой формой идеологии глобализма. Для Европы эта форма пассионарности пройдена в Средневековье, в эпоху Крестовых походов, и закончилась в Реформацию, а для России пик пройден в Куликовскую битву, когда в отсутствие официального митрополита воинов разных княжеств Руси благословлял инок Сергий Радонежский, неформальный наиболее авторитетный и харизматичный духовный лидер того времени.

МОСКВА, 24 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.-3

От победной битвы на Дону на поле Куликовом религиозная санкция двинула русскую пассионарность на объединение расколотых княжеств в единое государство вокруг Москвы. Пассионарность русских на основе религиозной миссии была наивысшей и пережила слом, пойдя на спад после реформ Никона и раскола церкви на никонианцев и староверов (Сергий Радонежский попадал в староверы).

Период упадка чувства религиозной миссии для русской пассионарности длился от реформы Никона до реформ Петра. Окончательно смерть религиозной пассионарности русских выявилась после отмены в 1917 году Временным правительством обязательной исповеди для солдат. Впервые на исповедь добровольно почти никто не пришёл. Крушение церквей и эпоха воинствующего атеизма Советской власти показала: религиозная миссия в русской пассионарности мертва. Она осталась в быту, но на смерть шли уже за другие цели.

Третья миссия – революция. Это идея восстановления попранной справедливости силой, так как «старый мир, погрязший во грехе», добровольно не уходил и власть не отдавал. Справедливость восстанавливалась насилием над прежде господствующими классами со стороны классов прежде угнетённых.

Насилие понималось как полезное действие по расчистке исторических путей и жертва на алтарь революции – здесь проявлялась религиозная миссия в миссии антирелигиозной. Собственно, революция была религией наоборот. В неё верили так же, как до этого верили в Бога.  Ей служили так же, как служили Богу.

На этом сходство миссий религии и революции не закончено. И миссионеры религии, и миссионеры революции были объединены общим и главным признаком – самоотречением. Самоотречение, аскетизм – вот признак настоящего миссионера, хоть от религии, хоть от революции. Когда самоотречение отброшено, миссия вступает в пору профанации.

МОСКВА, 24 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.-4

Русские прошли и этот исторический период, получили и этот коллективный опыт. Именно в силу этого революция основой пассионарности современных русских быть не может. Из идеи авангарда общества она превратилась в маргинальную идею. Теперь революционеры – это сторонники разрушения, а не созидания. Войны, а не мира. А так как война – это жертвы, то жертвовать жизнью ради будущего перерождения революционеров и возвращения прежней несправедливости больше никто не хочет.

Четвёртая миссия, характерная для современного общества – это Социальный Олимп. Источником социальной энергии масс является идея прорыва к богатству, благосостоянию, что сопряжено с пониманием того, что всё это возможно в случае занятия более высокой ступени в социальной иерархии. Это уже не идея справедливости или служения. Это идея карьеры, с которой сопряжена идея вертикали саморазвития. Ведь для подъёма на Социальный Олимп нужны навыки и знания.

В этой связи источником пассионарности современных русских является круг социально-экономических идей. Прежде всего социальное обеспечение, медицина, образование и социальные лифты. Современные русские включаются в социодинамику под лозунгом «карьера или революция».

Под этим лозунгом был разрушен поздний СССР, так как социальные лифты там были перекрыты. Под этим же общим лозунгом проходил украинский майдан-2014. Все протесты на территории республик бывшего СССР так или иначе совершаются под этим лозунгом, зашитым в парадигму коллективного бессознательного постсоветских масс.

МОСКВА, 24 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.-5

Столкновение первого и второго типа пассионарности с четвёртым порождает поражение четвёртого. Низшие смыслы мобилизуют массы эпохи модерна и постмодерна, даже посткиберпанка, но не могут соперничать с пассионарностью предыдущих форматов. Они выигрывают не только борьбу за влияние на умы, но и демографическую битву. Пассионарии карьеры всегда проиграют пассионариям рода и духа.

Это просто: умирать за карьеру никто не будет. Но предавать будет легко и активно. Тогда как умирать за свой род (на-род) и за свою веру, за которой опять-таки стоит свой народ, вполне естественно. Пассионарность карьеры деградирует в митинги за налоги и зарплату, пассионарность рода и веры – в жертвенность ради общего блага тех, кто остаётся в живых. Это совершенно разные виды социального топлива.

Кризис русской пассионарности – это кризис высших смыслов. Ни культурная, ни религиозная, ни научная, ни административно-политическая элиты пока не могут их сформулировать. Пока общество всеми духовными и мыслительными ресурсами ищет новые смыслы, в ход идут гибриды миссий, где все четыре типа перемешаны без доминирования какой-то одной, и это стравится причиной групповых конфликтов во всех крыльях политического спектра, от левого до правого.

В этой ситуации конфликт идей подменяется конфликтом лидеров. Коалиции невозможны из-за нюансов расхождений во взглядах, а чаще всего из-за личной неприязни харизматиков. В этой ситуации правят центристы-технократы, чья философия выглядит оппортунистической и циничной, но чей прагматизм единственно стабилизирует ситуацию, пока новая пассионарность не сложилась и не пробила себе дорогу.

Новая пассионарность уже возникает на антиглобалисткой волне и вбирает в себя всю её повестку. Здесь и конфликт ЛГБТ с традиционалистами, и цифровая революция, и зелёная энергетика, и социальная сегрегация нового типа. Сюда же нужно отнести конфликт развитых стран с развивающимися, Востока и Запада с вычленением Юга и Севера, борьба за новый формат глобализации, не предусматривающий американизацию как её синоним.

МОСКВА, 24 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Снижение пассионарности русского народа давно стало темой исследований нескольких поколений мыслителей, как российских, так и зарубежных.-6

Старые классификации больше не работают. Социальные группы и классы будут формироваться по критерию борьбы за унификацию и сохранение идентичности, без уточнения её параметров, то есть включая в себя все известные идентичности: гендерные, классовые, сословные, национально-расовые, культурно-языковые, мировоззренческие. Смерть одного типа пассионарности означает формирование другого её типа. В ближайшие 10 лет здесь произойдут сильнейшие качественные изменения.