Альманах «Скифы» 1917 года

Сборник «Скифы» — литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде.

Авторы, принявшие участие в сборниках, широко звестны (Есенин, Белый, Брюсов, Шестов, Пришвин, Клюев, Замятин, Ремезов) и разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Их увлекали поиски нового всеобщего духовного (неохристианского) единения в противовес буржуазному обывательству.

Иванов-Разумник утверждал, что после революции главной движущей силой социального развития России осталась народность, которая единственная сохранилась из триады Православие. Самодержавие. Народность. Он критиковал тех, кто не увидел за «иноземным» (за внешней марксистской оболочкой революции) «подлинно русского» её содержания. Иванов-Разумник писал, что революция 1917 г. подобна реформам Петра I, а «в своей революции Петр I был в тысячи и тысячи раз более взыскующим Града Нового, чем девяносто из сотни староверов, сожигавших себя во имя „Святой Руси“».

Иванов-Разумник предвкушал, что именно русская революция перевернет весь мир. Он считал, что Россия − это молодой, полный сил народ, «скифы», который будет диктовать свои законы одряхлевшему Западу. Он писал: «Да, на Руси крутит огненный вихрь. В вихре сор, в вихре пыль, в вихре смрад. Вихрь несет весенние семена. Вихрь на Запад летит. Старый Запад закрутит, завьет наш скифский вихрь. Перевернется весь мир». Во втором сборнике в статье «Две России» Иванов-Разумник писал: «Всемирность русской революции — вот что пророчески предвидят народные поэты, и в этом их последняя, глубокая радость, в этом их вера в новое воскресение распинаемой правды, вера в то, что за черным ненастьем светит солнце, Господне Око… Борьба бескрылых с крылатыми — история мира, история человечества, история революции. И этой борьбой разделены мы все теперь несоединимо. Два стана, два завета, две правды, две России». «Скифство», как одна из низших форм русского самосознания, существует и в наши дни. См., например, движение «Новые Скифы».

 

Альманах «Скифы» — Часть 1

Альманах «Скифы» — Часть 2