Истошный культ счастья

«Отроки во вселенной» и наша реальность

Галина Иванкина

 

Источник: газета «Завтра»

 

В дилогии о маршруте Москва-Кассиопея есть много пугающих моментов. Например, лично для меня всегда была очень страшной, почти инфернальной смоделированная квартира одного из мальчиков. В этой искусственности – весь ужас. При полном отсутствии спецэффектов. В этом и есть подлинное искусство. Другая сцена – это процесс «осчасливливания» девочек в помещении с чудовищным антуражем – какие-то пустоглазые лица-маски, схематические фигуры и уши-носы.

Сейчас тема «обязательности» быть счастливым и позитивным – одна из повесток дня. Счастливость пихают буквально везде. Все эти бодипозитивы и прочие «полюби_себя» заполонили информационное пространство. Не полюбил себя? Лох. Помните роботы-вершители – с типично «позитивными» улыбками выключали у хомо-сапиенсов, помимо сострадания и любви, чувство неудовлетворённости собой? Оно самое!

Каждая вторая заметка, написанная современным психологом, будет содержать именно этот тезис – перестаньте себя ругать, избавьтесь от чувства вины, вы – прекрасны такие, как есть. Любить себя и don`t worry — be happy, как поётся в одной старой американской песенке 1988 года, это – стоп развитию. Роботы-вершители отрубали интерес к труду и дерзанию. Случайно ли? Обожающий себя «как есть» не будет шевелиться – он и так хорош.

По факту, перманентное состояние праздника – это путь расчеловечивания, что нам и показали в детской полусказочной фантастике. Как-то раз в поездке мне довелось пообщаться с невероятно по-зи-тив-ны-ми персонажами, этакими лучиками добра и солнечными человечками. Сёстры-веганки лет 45 и чья-то из них юная дочь. Это был нереальный ад – они казались продолжением тех роботов.

Приклеенные улыбки и пустые фразы. А ещё у меня было чувство, что они …тянут из меня (и других) энергию. После разговора с ними я чувствовала себя опустошённой, хотя, благодушные тётки говорили о «прекрасной погоде» и «чудесном виде из окна». Щебетали мило, а не гундосили. И — полагали, что надо быть счастливыми. Обязательно. Одно хорошо — у них отсутствовали робото-кабинеты с теми кнопками. А то бы нажали.

Интересно, что этот истошный культ счастья без волнений, достижений, провалов и дерзаний появился на том же Западе много позже, чем это было показано в нашем кинофильме. Его предугадали. Хотя, мне доводилось читать, что это – намёки на тогдашних хиппи, которые пропагандировали уход от проблем. Но это лишь версия, причём неверная – хиппи, как раз, не хотели наступления роботизированной цивилизации.

По сути, фильм предсказал то, что мы видим в XXI столетии – истерическая обязанность be happy явилась вровень с активным внедрением виртуальной и цифровой реальности – нас будто бы понуждают улыбаться и утрачивать все ненужные чувства, типа чувства вины. Только – искусственная радость имеет право на существование.