В США поняли, что американская культура может перестать быть глобальной

Григорий Игнатов

 

Источник: «Журналистская правда», jpgazeta.ru

 

Закат Америки в экономической, политической и военной сферах повторяется и в области культуры.

Соединённые Штаты Америки стремительно повторяют путь Британской империи: за экономическими проблемами тянутся социальные, потом начинается политический хаос, затем падает международное влияние, параллельно угасают военная мощь, наука и промышленность. В итоге некогда мощная держава превращается в тень собственного величия.

Но ведь есть последняя соломинка – культура! Пускай никто уже не боится британской армии, а товары английского производства – редкая диковинка, но ведь мир всё-таки плотно «сидит на игле» британского культурного продукта: рок-музыка, «Властелин колец», «Гарри Поттер» и так далее. Точно так же сейчас всё чаще утешают себя и в Америке. Вот только обоснованно ли? Останется ли у «сияющего града на холме» хотя бы эта последняя сфера влияния?

Именно на эту тему в штатовской интеллектуальной среде начинается тихая паника, которую пытаются заболтать самообманом. Например, американский писатель Ян Бурума написал шизофренический текст под громким названием «Неугасающий свет глобальной культуры Америки». Да, понты, как говорится, дороже денег…

Но стоит начать читать дальше красивого заголовка, как понимаешь: автор явно страдает серьёзным раздвоением сознания. В общем, сперва там такие посылы: «Главная привлекательность Америки, несмотря на её многочисленные институциональные изъяны, на её историю расизма и спазмы моральной истерии, заключается в том, что она обещает больше свободы: экономической, политической, художественной и сексуальной». Америка генерирует смыслы, все к ней бегут за ними, ловят каждый пук из центра мировой мудрости, и даже её противники сформированы великой американской культурной традицией. Так было, так будет.

Всё это замечательно в своей плоской самовлюблённости, пока не натыкаешься на пассажи типа «Что обещает нынешняя волна американского влияния — больше свободы или меньше?» – в том плане, что «новая этика», «сорок гендеров», «cancel culture» они немножко… тоталитарные. Точнее, автор вертится как уж, оперируя выражениями «Кто-то может сказать, что «критическая расовая теории» и вопросы гендерной политики, которые сейчас будоражат кампусы американских университетов и либеральные СМИ, расширяют пространство свободы, особенно для сексуальных и расовых меньшинств», а потом сам берётся опровергать эту очевидную чушь про «свобода это рабство». Заканчивает неубедительно тем, что «Можно — и, наверное, нужно — придерживаться оптимистичной точки зрения, что моральная паника в США пройдёт, а разум в очередной раз возобладает». И свет глобальной американской культуры будет сиять вЭчно, вЭчно!

Ну что ж, а мы тут, слава Богу, люди свободные – мы будет придерживаться противоположной точки зрения. Пессимистической!

Начнём с того, что автор безбожно преувеличивает прошлые заслуги и популярность американской культуры в деле интеллектуального влияния на мир. Последние лет 70 авангардом философской мысли была Франция и Германия. Фуко, Бодрийяр, Деррида, Делёз, Ги Дебор – это всё не американцы. Маркузе, Хайдеггер, Фромм – тоже. Понятные сегодня каждому культурному человека понятия «симулякр», «одномерный человек», «общество спектакля», «общество потребления» – это всё плод не американской мысли, а европейской. Кто-нибудь, блин, вообще может вспомнить видного американского философа?!!

Впрочем, почти наверняка автор ничего такого и не имел в виду – слишком сложно. Скорее всего, под глобальностью американской культуры имелось в виду культуры массовой. Голливуда, проще говоря. Вот Голливуд уж себя в обиду-то не даст! Вы от него, земляне, никуда не денетесь!

Но вернёмся к нашему исходному тексту: ну ок, а если… моральная паника не пройдёт и разум не возобладает? Если разогнавшийся каток феминизма и чёрного расизма тупо передавит вообще всё, превратив то, за счёт чего американское кино стало таким популярным, в плоский блин неприятного цвета?

Весь минус пресмыкательства перед разнообразными меньшинствами, даже если они возведены чуть ли не в ранг святых, один – но очень большой: большинство – «тупое», «косное», «расистское» и «гомофобное» большинство – голосует долларом. Оно тупо не станет потреблять продукт, где его самого, среднего человека планеты, неизбежно будут рисовать в негативных красках! Поэтому количество угнетённых негров и освобождённых женщин в голливудских фильмах по мере приближения к критической отметке тотальной безальтернативности просто обрушит всю эту чёртову индустрию!

Вы обратили внимание на интересный факт: с момента ускорения процесса идейной трансформации американского кино, параллельно пошёл другой процесс – с каждым годом Голливуд стал становиться всё более, и более, и более (и так сто раз) подростковым кино? Все эти бесконечные франшизы супергероев – невероятно тупых и картонных – как это контрастирует с тем же Голливудом 90-х годов! А всё дело в том, что подростки остаются ЕДИНСТВЕННОЙ аудиторией этой самой «неугасающей американской культуры» – взрослому человеку ей уже сказать абсолютно нечего! Взрослому человек тошно смотреть на  то, во что превратилась традиция Линча, Кубрика и Тарантино. А это всё опять же – копеечка, копеечка… Сужается, сжимается аудитория. А не наоборот.

С одной, получается, стороны американская культура сейчас транслирует истерию (а истерия всегда идёт в ущерб художественному качеству) «новых ценностей», всерьёз интересных только американцам. Вы просто задумывались о том, что проблемы негров, скажем, индуса вообще не волнуют? И китайца не волнуют! И русского! И поляка! И индонезийца с аргентинцем! То есть, сама эта тематика разрушает все мостики между США и остальным миром. А проблематика «освобождённой женщины» и «сорока гендеров» уже (уже!) наглухо испортили репутацию Америки в мусульманском мире.

С другой же стороны – инфантилизация. Но дело в том, что на этом поле американцы только учатся играть (опять же, долгое время американская культура была культурой молодёжной, но не подростковой – а это большая разница, как между людьми 15 и 25 лет), и тут у них есть невероятно крутые конкуренты в лице японцев. Японцы умеют в подростковую культуру так, как никто другой! Поляна занята. Даже тут вписаться не получится.

Наконец, с третьей стороны – а просто может быть так, что перекроют каналы трансляции этой самой американской культурки. Скажем, Китай и Россия просто перестанут закупать кинопродукцию, а файервол настроят так, чтобы не допускать к тлетворной иностранщине. И что тогда? Ничего? Самим себе кино будут показывать, да Канаде с Австралией?..

Нет уж – умерла так умерла, что США как супердержава, что их «глобальная культура». Нам культура гниющего трупа без надобности – от неё только трупным ядом можно заразиться.