Арктическая цивилизация

ЧУВСТВО ПУТИ

 

Алексей Шорохов

 

Источник: zavtra.ru, 27.10.24

 

Илл. Константин Васильев «Северный орёл»

 

Очередное разочарование в западном векторе развития, возвращает нас к извечным русским вопросам о нашей самостоятельности.

И если с «нравственной самостоятельностью», о которой писал Аполлон Григорьев, всё сравнительно ясно – содомский Запад как цивилизация Антихриста нам ничего другого не оставляет, как быть противоположностью ему: минимум библейской, максимум – евангельской.

То с культурно-исторической самостоятельностью всё серьёзно запущенно.

Первое разочарование в Западе после нашествия европейских варваров во главе с Наполеоном и освободительного похода русских войск в Европу закончилось появлением Пушкина и славянофилов. И процитированного выше Аполлона Григорьева.

Второе – вызванное либеральными реформами Александра II, подарило нам невиданное обилие почвеннической мысли: от Данилевского и Достоевского до Тютчева и Константина Леонтьева включительно.

Третье – случилось после «догоняющего» революционного рывка на Запад в Революции 1917 года и созданного ею Советского проекта, не пережившего предречённого Распутиным обрусения («Россия переварила социализм»).

Это третье разочарование в западничестве подарило нам в 70-80 гг. ХХ века новую плеяду русских мыслителей и писателей-почвенников, «государственников»: от Кожинова и Белова до Шафаревича и Проханова включительно.

Но так как они хотели обрусения системы изнутри, без очередного революционного слома, то и воспринимались массами как часть этой самой системы.

Робкая половинчатая попытка русифицировать Советский проект закончилась в 90-е годы прошлого века провалом и очередным интернациональным погромом с новым, уже «антикоммунистическим», либеральным поворотом на Запад.

Я специально исключаю все «политические моменты» («англичанка гадит», «Ротшильды», ЦРУ, «агенты влияния», «план Даллеса»).

Они, безусловно, были. И есть.

Но если бы этими людьми или даже целыми организациями определялась или управлялась история Русского мира и Русской цивилизации, то чего проще – взял ядерный чемоданчик и отправился в Лэнгли (Букингемский дворец, Ватикан или Брюссель).

Увы, наше очарование Западом в ХХ веке, на этот раз Крайним Западом (то есть Вестерном) начиналось даже не с джинсов и «Плейбоя» в 70-е, а гораздо раньше.

В «Новой Америке» Блока (1913 г.) и «Стране негодяев» Есенина (1924 г.) поэты уже отчётливо прозревали, что за всеми социалистическими чаяниями мыслящего сословия стояла именно мечта о Западе, на этот раз об Америке.

Даже звезду ту же самую взяли, пятиконечную.

Только покрасили в революционный красный.

Тут уместно будет вспомнить пророческое наблюдение Феофана Затворника о том, что офранцузившихся русских Господь излечил французами в 1812-м.

Если продолжить логику Святителя Феофана (о чём я писал двадцать лет назад в «Дне литературы»), придётся признать, что онемечившихся немецким социализмом Маркса-Энгельса русских Господь излечил немцами в 1941-м; и обамериканившихся в 90-е тоже излечит, уже американцами.

Что мы и наблюдаем сегодня (Помню какой-то либералишко то ли в «Знамени», то ли ещё где ужасался: «Как, он предлагает нам воевать с Америкой?». Сбежал сегодня, наверное. А может, затаился).

Но не суть, главное, что надо понять: разочарование в западном векторе не обозначает инстинктивного или даже рефлекторного поворота на Восток.

Во-первых, уже было (Орда, Допетровская Русь).

Во-вторых, на Востоке место занято, там стоит Китай.

И в третьих – это совершенно ложная дихотомия, в рамках которой нам предлагают определиться: или Запад, или Восток.

Правда, сегодня (с лёгкой руки Александра Дугина) стала весьма популярна химера с головой орла и туловищем дракона – Евразия и евразийство). Но её культурно-историческая жизнеспособность вызывает у меня большое сомнение.

Ряд современных русских философов (в частности, Виталий Аверьянов) предлагают отказаться от кажущейся неизбежности, которую нам навязывают.

И быть выше. В прямом смысле – географически и культурно-исторически выше, то есть севернее.

Потому что Россия – это цивилизация Севера.

Севернее нас никого нет, голову Русской Цивилизации венчает Снежная шапка Северного полюса.

Москва – единственная мировая столица, которая находится за отрицательной изотермой января. Ни в Лондоне, ни в Берлине, ни в Осло или Стокгольме минусовые температуры в январе не являются обязательными. У нас минус обязателен.

Но Север – явление не только географическое или температурное, это великая культурно-историческая общность, берущая своё начало в мифологической Гиперборее, описанной Геродотом.

Мне снились последние волки,

Они уходили во тьму.

Дымились их нежные холки,

И таяли в снежном дыму.

И вспомнилось резче во мраке:

У волка — хороший оскал!

Чего не прощают собаки,

Что сам никогда не прощал!

Что ты, моя нежная, вспомнишь,

Когда-нибудь в трепетном сне.

И если заплачешь — о том лишь,

Что встретила это во мне.

За нежность последнюю зверя,

За хищную преданность лап —

Мы любим тебя, гордый Север,

Где всякий чужой — только слаб!

За чёрной погибельной волей,

За верностью северных жён —

Сияет венец твой соболий,

В предвечную тьму погружён!

Недаром Гитлер пытался приватизировать эту идею в своём противостоянии и с Западом («западные демократии») и с Востоком («жидобольшевики»).

Больше того, русская пехота НАТО (ВСУ), зомбированная заокеанскими ЦИПСО в течение тридцати лет, которая отчаянно дерётся с нами сегодня на фронте — тоже одержима северным воинским духом, хотя и ложным (гитлеровский «нордический» косплей Севера).

Все «южные» хохлы давно сбежали, кто в Европу, кто в глубь России.

Воюют северяне, которых убедили, что они — не русские.

Отсюда такое ожесточение…

Поэтому накануне нашего решающего цивилизационного самоопределения Провидение и послало нам: в живописи — Константина Васильева, в музыке — Георгия Свиридова, в литературе — великую русскую северную школу: Белова, Распутина, Астафьева, Абрамова… В нынешнем веке — это Личутин, Тарковский, Антипов…

Неслучайно, что и центральный университет России носит имя одного из самых глубинных мыслителей Русского Севера Михаила Васильевича Ломоносова.

А Северный Морской путь называют центральной транспортной артерией XXI века, вокруг которой должна оформиться наша самобытная Арктическая цивилизация.

Слишком многое указывает нам на наш путь.

Самое время по нему пойти.