Ленин как символ русского глобализма

Дмитрий Аграновский
Источник: rusvesna.su

«Идеи становятся силой, когда они овладевают массами», — говорил Владимир Ильич Ленин, родившийся 22 апреля 1870 года. После разрушения СССР, которое, думаю, тяжело переживало большинство из нас, казалось, что движущей силой осталось только что-то примитивно-материальное.

Но оказалось, что это не так. Мы видим, как идеи снова становятся движущей силой, уже на другом витке истории — в Латинской Америке, Азии, Африке, конечно же, в России и даже в странах Европы и США.

На мой взгляд, ни один человек не повлиял столь сильно на человеческую историю и развитие человеческого общества, как Ленин. Задуманное и созданное им государство стало альтернативой всей предыдущей истории, показало абсолютно новую линию развития человечества. Да, оно базировалось на вековечном стремлении народов к социальной справедливости, к лучшей жизни и прекрасному будущему, но никому до Ленина не удавалось воплотить такой проект на практике.

Благодаря новому воплощению России — СССР, 20-й век стал русским веком, веком России, а наша страна почти на столетие стала инициатором всего исторического процесса.

Инициатива исходила от нас, мы задавали движение, мы были лидерами, и даже если по каким-то параметрам мы не были первыми, разрыв стремительно сокращался. В юности одной из моих любимых книг была (да и сейчас остается) «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян. Если вы не читали эту книгу, то обязательно прочтите. Речь там идет о Советской России, только-только вышедшей из Гражданской войны и интервенции, только-только начавшей оправляться от развала и разрухи. Но общество, описываемое в книге, было обществом поистине безграничных возможностей.

У этих людей была вера в то, что они могут все. И тогда, без современных технологий коммуникаций, они воспринимали мир как единое целое, в котором стоит только начать освобождение людей труда, и справедливое, новое, светлое общество будет построено по всей Земле.

Ленин построил государство авангардного сознания, глобальное, наступательное (в хорошем смысле слова) по своей сути, самое передовое. Энергетика этого общества была потрясающей, запредельной, заряжающей все человечество. Центр мира, центр развития, центр Вселенной был в России. Перефразируя Фридриха Ницше, можно было сказать, что «Бог был в Москве». Ленин и большевики были тогда крайне привлекательны. В нас верили лучшие люди во всех точках земного шара. Быть левым и сочувствовать Советской России тогда было почти общепринятым, причем как для рабочих и крестьян, так и для утонченных деятелей искусства и интеллектуалов.

В мировой истории искусства есть знаменитый эпизод, символизирующий свободу творчества.

Первый раз я услышал эту историю в сериале братьев Вачовски «Восьмое чувство», но она есть и в Википедии, и почти во всех официальных биографиях знаменитого, или, как сейчас говорят, культового художника-коммуниста Диего Риверы. В «Восьмом чувстве» ее рассказывает один положительный главный герой другому, тоже положительному, и рассказывает с явной симпатией.

В 1932–1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Собственно, это была не просто фреска, а огромная картина площадью десятки квадратных метров. Красной нитью в ней проходила тема капитализма как мира эксплуатации человека человеком, и ответом на него был светлый во всех смыслах мир социализма, мир победивших трудящихся. Условно говоря, темный мир располагается в левой части картины, а светлый мир — в центре и в правой части. В самом центре человек в костюме наподобие скафандра держит в руках рычаги управления какой-то грандиозной машины. Чуть правее от него одно из главных мест занимает изображение Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Нельсон Рокфеллер пришел в ярость и потребовал Ленина закрасить. Ривера отказался это делать. Тогда по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) в 1934 году уникальная фреска, выдающееся произведение искусства, была полностью уничтожена, а Рокфеллер даже не выплатил художнику гонорар.

Однако Диего Ривера, понимая, к чему идет дело, попросил товарищей перефотографировать картину и по черно-белой фотографии воссоздал ее в Мехико во Дворце изящных искусств именно с изображением Ленина, где она находится и сейчас.

Надо сказать, что к первоначальному замыслу Диего Ривера, человек, явно не лишенный чувства юмора, в левой части добавил Нельсона Рокфеллера, играющего в карты с женщинами легкого поведения. Собственно, так этот Рокфеллер и вошел в историю. А эпическое полотно получило новое и явно более подходящее название — «Человек, управляющий Вселенной».

Именно так: люди хотели ни больше ни меньше, как управлять Вселенной, переустроить ее на основе прогресса, доброты и справедливости. И Ленин дал надежду на это людям труда во всем мире! Дал надежду на то, что человек может переустроить всю Вселенную и даже преодолеть физическую смерть! Государство, построенное Лениным, народ признал как свое. Поэтому и защищали его с такой яростью и с такой энергией отстраивали. Я застал только позднесоветское время, но даже я помню это удивительное чувство нашей правоты, силы и уверенности. Мы чувствовали, что живем в самом лучшем, самом гуманном государстве и при этом самом сильном и уверенном, не дающем в обиду ни себя, ни наших друзей, ни вообще силы добра по всему миру.

Советские люди, особенно в начале СССР, в прямом смысле смотрели на звезды. Они жили будущим. Ленин впервые в истории человечества заложил государство, в котором право быть человеком получили все, а не только богатые и знатные.

Ленин открыл в народе такие силы, что страна резко рванула вперед.

Мало того, эти силы почувствовали в себе тогда все народы мира, прежде всего те, кто был веками угнетен и даже осознавал свое угнетенное положение, но был не в силах его изменить. И вдруг оказалось, что это возможно! Можно сказать, что, как на Гербе СССР, над всем миром взошло Солнце. Я хочу привести замечательное, трогательное до слез стихотворение американского негритянского активиста Лэнгстона Хьюза «Мой русский товарищ Ленин». Стихотворение написано на физическую смерть Ленина, но как раз подчеркивает его идейное бессмертие:

«Мой русский товарищ Ленин,/Ты в мраморном гробу./Дай вместо тебя я лягу,/А ты продолжай борьбу./

Я — Иван, крестьянин,/В глине мои сапоги./Как мне бороться дальше! /Встань, растолкуй, помоги! /

Мой русский товарищ Ленин,/Ты, как живой, в гробу./Дай вместо тебя я лягу,/А ты нас веди на борьбу./

Я — Чико, я в Африке знойной/Сахарный режу тростник./Ты бросил луч надежды/На черный наш материк./

Я — Чанг. Я — простой китаец,/Ничем я не знаменит./Я бастовал в Шанхае,/Я голодал и убит./

Мой русский товарищ Ленин,/Не место тебе в гробу./Дай вместо тебя я лягу,/Ты встань и зови на борьбу./

Русский товарищ Ленин/Встает, разбивая гранит:/— Я со всеми бойцами на страже/Границы без границ!»

Кому еще в истории можно было бы посвятить такие строки? Только список великих людей, ценивших Ленина, может занять целую статью. Но одну цитату я все же приведу: «Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я считаю его метод целесообразным.

Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества». Это сказал Альберт Эйнштейн.

Ленин и большевики, бывшие на то время, по оценкам всех наблюдателей, самым образованным правительством в мире, главной целью ставили развитие, участие в общем деле, построение будущего как цель жизни. И что может быть лучше? Человек страшится смерти, и альтернатив у него всего две — вечная загробная жизнь, которую обещают религии, или жизнь в общем деле, которое продолжается, даже если кто-то уходит.

С уходом СССР наша страна и весь мир на какое-то время потеряли альтернативу и образ будущего. Посмотрите: где-то живут материально хуже, где-то материально лучше. Но почти нигде сейчас не живут счастливо. Мир находится в тупике. Мир становится злее. Причем этот процесс принял такой целенаправленный характер именно после разрушения СССР и именно из-за его отсутствия. Россия, вернувшаяся в Историю, ищет свое место в этом новом мире. В отличие от западной философии, для которой человек — константа, и исправлять его бесполезно, мы верили и верим: человек, помещенный в правильные условия, воспитанный гуманистической и прогрессивной педагогикой, изменяется сам и изменяет к лучшему весь мир, всю Вселенную.

Сейчас очевидно, что, если в мире не произойдет серьезных перемен к гуманизму, доброте, справедливости, нас ждут очень неприятные события, возможно, даже несовместимые с жизнью на Земле.

И в этом смысле Ленин — уникальное средство коммуникации России с миром, Ленина знают везде, в любой точке земного шара, и везде он понятен. Ленин — русский человек и в то же время абсолютно универсальная фигура, символ русского мессианства и глобализма, противоположного глобализму транснациональных корпораций. Ленин — человек, изменивший Вселенную!