Всё, что нас не убивает. Постоянная Русского мира

От редакции «Утренней зари»: Два публикуемых здесь материала, особенно второй, говорят о том, что их автор, Иван Охлобыстин, во многом близок нам по духу, в ощущении, переживании и понимании России. Есть между ним и нами, однако, и заметная разница, очевидная в первом из материалов. Поскольку эта умственная ситуация типична для нынешней России, необходимо раскрыть, к чему она может привести.

В начале материала, озаглавленного «Всё, что не убивает нас…», Иван прекрасно модифицирует фразу Ницше — ведь делаться сильнее и значит питать интерес к борьбе не на жизнь, а на смерть. Верно говорит Иван и о том, что этот интерес актуален именно сейчас — мы снова не на шутку боремся за свою жизнь. Вероятно, ни Иван, ни кто-то другой не станет спорить с тем, что это интерес к своему будущему как всеобщему будущему, как будущему жизни всего человечества. Ведь противостоит России сейчас, как и в прошлом, уже ослепшая природа, принцип смерти, смерти от полного вырождения и предельной духовной слабости, окончательного ничтожества. Но в отличие от прошлого, сейчас речь идет о глобальном решении вопроса о том, жить ли всему человечеству или умереть — сначала духовно, а затем и телесно.

А вот из того, что следует у Ивана дальше, вытекает, будто наши воины сейчас мотивированы недостаточно, и притом, видимо, в критической степени, а потому в действующей, сражающейся армии просто необходимы, позарез нужны священники, и почему-то только православные — но это здесь не важно. Без них нашему воину, выходит, никак не победить, ведь он иначе не будет знать, за что воюет и иногда, бывает, гибнет. А священники ему скажут: за Бога, и не всякого, а токмо нашего, православного, за других не надо.

Хорошо-с, Иван: а что же раньше-то было? На мгновенье посмотрим в глубь наших веков. В древности (а 10-й век для нас древность) и в Средние века православие и впрямь сыграло консолидирующую и потому исторически относительно позитивную роль. Эта роль заключалась (и до сих пор заключается) в этническом самоопределении русских — самой религии в православии мало. Но уже Иван IV релятивизировал православие, тайком примеривая на себя халат халифа, повелителя православных, а Пётр I и вовсе секуляризировал русское общество. Результат: Россия неимоверно выросла во всех отношениях, раздалась вширь, вышла в моря, подтерла сопли, освоила науки и искусства, утвердилась как русская империя, способная постоять за себя и защитить слабых, обеспечив себе и им дальнее будущее.

Большевики попытались атеизировать все это сообщество народов. Результат: еще больший неимоверный рост, победа и рывок в будущее, всем хорошо известный. Уже петровские солдаты ходили в бой отнюдь не под хоругвями, а уж советские солдаты и подавно. Русский народ созрел достаточно для того, чтобы осознавать себя русским, не нуждаясь больше в средневековом суеверии, принадлежащем глубокому прошлому. Так куда Вы хотите нас вести, Иван — в прошлое или в будущее? Сделайте решающий выбор (и все сходно мыслящие, просим, тоже): «или — или», иначе мы, Россия,  рискуем прямо сейчас шизофренически разорваться пополам, а в лучшем случае долго и мучительно топтаться на месте и уж только потом все равно разорваться пополам. Командуйте, мы ждем…

 

Иван Охлобыстин «Всё, что нас не убивает…»

Иван Охлобыстин «Постоянная Русского мира»