Дмитрий Фьюче
Высшая надежда вырастает из горьких истин
Подлинное национальное самосознание возникает тогда, когда разумно, то есть отчетливо и определенно, проясняется цель существования нации в мировой истории с точки зрения высших ценностей. До прояснения этого предназначения существование нации скрыто в трансцендентном «тумане» онтологического потока времени, в его расовом бессознательном. Вопрос национальной российской (или русской) идеи тождественен историческому процессу становления новой рациональной модели мировой цивилизации, эпицентр которой, по нашему мнению, будет находиться именно в России.
Рациональное предназначение нации в мировой истории состоит в реализации, радикальном разрешении в её исторической воле максимального напряжения политических противоречий исторической эпохи как временного отрезка в общем процессе становления мировой цивилизации. Появление новых рациональных коммуникаций, в которых должна быть восстановлена стратегическая, топологическая перспектива понимания мирового исторического разума, составляет процесс и содержание всякой национальной идеи, в том числе и будущей российской.
Подлинный национальный дух, не только русский, но полноценный национальный дух любого народа, всегда опирается на трагическое восприятие реальности, которое возникает тогда, когда «сжигаются» все спасительные связи матриархального существа души, которое до этого момента существовало в варварской ограниченности обыденного сознания. Это трагическое восприятие носит по отношению к известному, эмпирическому миру, данному посредством чувственного восприятия, трансцендентный характер, так как требует новых, ранее невиданных разумных оснований для пробуждения национальной воли, и которое заявляет о себе в реальности в качестве новой и ведущей позиции в мировой истории. Так передается историческая «эстафета» разумного духа истории, когда в ее судьбе одни народы сменяют другие в качестве «живого огня» бессознательной расовой памяти её высших ценностей.
Когда мы размышляем о мировой цивилизации и расе homo sapiens (наше понятие расы не имеет ничего общего с современным обыденным биологическим употреблением слова «раса»), мы имеем в виду всегда ведущую, наиболее развитую нацию, в которой в некий исторический период человеческой истории вызревает авангард её разумного духа (изначально в форме лигаристического союза, а позднее в форме могущественного государства), творящего, производящего высшие ценности, составляющие смысл, содержание и направление всей человеческой жизни и культуры. Только тогда и появляется «национальная идея», которая исторически и диалектически представляет собой сплав конкретного национального духа со всей полнотой расовой памяти и расового проекта homo sapiens. Сама же раса homo sapiens, таким образом, есть переходящая от нации к нации историческая характеристика её ведущей роли в процессе утверждения и развития разумного духа, выражающаяся в формировании ведущей модели мировой цивилизации. Так, еще в недавнее историческое время, такой расой являлась совокупность европейских наций, каждая из которых внесла свой важный вклад в становление западноевропейской модели ведущей мировой цивилизации, и которая сейчас находится в стадии своего духовного разложения в политических структурах буферной цивилизации США. Процесс производства высших ценностей в западных странах в наше время полностью прекратился, национальные идеи этих стран деградировали или исчезли, вследствие чего их население постепенно превращается в обезличенную и обессмысленную массу одиночек.
Сегодня именно на россиянах лежит моральная ответственность за дальнейшую судьбу исторического разума и расы homo sapiens. Именно нам предстоит называть явления и процессы, происходящие сегодня в мире, своими рациональными именами, поскольку, в противном случае, при сохранение подражательства и низкого уровня российской гуманитарной школы, российская государственность прекратит свое существование, так как государство не способно существовать вне разумного обоснования. Государство может выстоять перед историческим вызовом времени, только если его геополитическая стратегия нацелена хотя бы на два-три столетия вперед, — только в этом случае можно рассуждать о каком-то историческом разуме. Национальная идея — это прообраз действия, концентрированное представление, замысел, доктрина, которая ложится в основу целей и задач всех сфер деятельности государства как формы существования ведущей модели мировой цивилизации, всегда вызревающей в прарасовых глубинах конкретной исторической нации.
Для подлинного национального самосознания и национальной идеи совершенно неприемлема подражательная позиция (для России это подражание системе политических и идеологических ценностей угасающей западноевропейской модели развития), а также варварская неадекватность, вызванная этим вынужденным подражательством и проявляющаяся как комплекс неполноценности и соответствующая ему компенсация в виде амбициозного самовосхваления (евлогия). Причину отсутствия высших ценностей мирового уровня в истории России следует искать в том, что государственная модель, первоначально, русского, а затем и российского государства, формировались: в первом случае, под влиянием буферной цивилизации Византийской империи, а во втором случае, под влиянием западноевропейской политической модели развития. В силу отсутствия доминирования самостоятельных высших ценностей в истории России, разум, как объективная действительность расы homo sapiens, здесь стремится к нулю, а разнообразная мифология исторической реальности заполняет всё сознание человека.
Между Россией и Западной Европой существует серьезный исторический разрыв по опыту развития и проживания рациональной модели цивилизации. Однако полагать, что в данном случае кто-то кого-то «обгоняет» в топологии исторического разума, как это свойственно представлять в современной системе западных ценностей, – это значит, утратить связь с разумным пониманием исторической действительности. Новые оценки исторических событий 20 века, в которых важнейшую роль сыграли процессы, происходившие на Западе и в России, а также при их взаимодействии (прежде всего в горячих и холодных войнах между ними), необходимы для формирования новых разумных сил мировой истории, которые с неизбежностью возникнут среди наследников этого великого исторического противостояния. Здесь будут изложены лишь самые общие подходы к этим новым оценкам, которые могут стать пролегоменами к нашей национальной идее нового цивилизационного уровня.
Историческая необходимость возникновения будущей ведущей мировой цивилизации на территории бывшего Советского союза и стран соцлагеря вызвана тотальным обрушением рациональных коммуникаций в политической системе западноевропейской модели её развития, когда ее разумная стратегия практически исчезла после окончания первой мировой войны. В то же время, российская политическая модель в последние века своего развития представляла собой политико-государственную систему, являвшуюся продуктом подражания западноевропейской модели развития, но имевшую значительное своеобразие и огромные, нерастраченные духовные ресурсы. Большевики, возглавившие нашествие внутренних варваров на Российскую империю, стремительно ликвидировали все её патриархальные, слабые и подражательные политические структуры, высвободили все матриархальные и низшие инстинкты (энергии) варварского населения, создали свой авангардный кочевой стан («социалистический лагерь») на основе лишенной всякого исторического разума мистерии веры в ведущую историческую роль мирового пролетариата (марксизм-ленинизм).
В промежутке между двумя мировыми войнами на Западе были предприняты попытки формирования двух новых моделей его дальнейшего развития – национал-фашистский, захвативший всю континентальную Европу, и либеральный, развивавшийся в её англо-саксонской части (английской империи и США). Историческая судьба всех трех возникших в Европе проектов решилась в ходе Второй мировой войны. Национал-фашистская модель, основанная на неразумных идеях «расового превосходства» и «высшей западной исключительности», потерпела закономерное поражение и была уничтожена. Советская модель, продемонстрировав невиданную силу духа, став главной победоносной силой, продолжила формировать зачаточные конструкции своей новой модели мировой цивилизации, однако не выдержала напряжения этой задачи в виду опоры на неразумную варварскую идеологию с её материалистической верой в ведущую историческую роль масс. Либеральная англо-саксонская западная модель, которая с помощью Советского союза уничтожила своего главного конкурента, постепенно к концу 20 века стала доминирующей, сформировав буферную цивилизацию с центром в США, где угасание всей западноевропейской цивилизации приобрело наиболее инерционный и затяжной характер. Поскольку Советский проект обанкротился, а население соцлагеря было вынуждено вернуться к подражательной модели (центр которой сместился в США), наиболее важной задачей на сегодняшний день является восстановление формирования новой модели мировой цивилизации, прообразом который был СССР и дружественные ему страны.
Элементы национальной идеи мы можем отчетливо видеть в тех сферах деятельности Советского союза, где формировалась его самобытность и мощь. Цивилизационная щедрость, интернационализм, высший коллективизм, противостояние западному хищничеству и индивидуализму, военно-патриотическое воспитание и облагораживание советского народа (перечисление можно продолжить), создание мощнейших и разрушительных систем вооружений (военно-морской флот, авиация, ракетные войска стратегического назначения), ядерная и космическая программа. Все эти достижения отчетливо указывают на духовные перспективы, пока еще скрытые в нашем расовом бессознательном, а две последние программы обозначают пространственные и технологические перспективы развития будущей мировой цивилизации, которые, будучи восприняты трансцендентно и целостно, могут также составить наше новое разумное целеполагание.
В этом новом проекте развития цивилизации понимание разума должно быть, с одной стороны, кардинально иным, но, с другой, фрактально подобным старому рациональному проекту. Именно в этом аспекте понимания объективного исторического разума мы рассматриваем процесс становления новой российской цивилизации, в которой национальная идея выражается в задаче формирования простейших конструктивных элементов новой рациональной модели мировой цивилизации, — лигаристических союзов (см. об этом специальную статью на нашем сайте).
Новая модель мировой цивилизации, лишь условно российская (поскольку включает в себя также дружественные России страны), находится в наше историческое время в состоянии перелома: от «темных веков» – к эпохе возрождения. Это историческое время отображает противоречивую психологию современного человека в России: с одной стороны, предельно искреннего, поскольку бессознательная трагедия российской жизни не допускает фальши и лицемерия (в которые беспросветно погрузились западные народы); с другой стороны, максимально лживого, потому что он не обладает объективными средствами разумного постижения процессов, которые привели к этой трагедии. Усилия нашей мысли направлены на ликвидацию пробела в разумном понимании происходящих и грядущих исторических событий, в формировании адекватного им национального российского самосознания.
Главным критерием существования национального самосознания является то, что оно должно находиться в эпицентре развития событий мировой истории, как, например, это имело место в истории России в событиях второй мировой войны. Нация существует только тогда, когда она выражает рациональную мораль современного исторического процесса мировой цивилизации. Сегодня мы еще не можем сказать: какие высшие ценности составят ядро нашего будущего национального самосознания в процессе рождения новой, российской модели мировой цивилизации, поскольку в последней еще не произошел исторический перелом, характеризующий начало появления здесь поля рационального существования самостоятельных политических структур развития.
Моральная ситуация в современной России кардинально отличается от всего остального мира. Здесь происходит трагический процесс перехода от прарасовой организации человека homo sapiens к его расовому состоянию активности, исторически совпадающего с моментом перелома от темных веков – к становлению новой модели мировой цивилизации. С точки зрения существования истории высших ценностей, мы, россияне, оказываемся в поле формирования новой системы рациональных коммуникаций, о конкретном существе которых мы не можем судить, поскольку они развернутся, проявятся лишь в будущем (и потому по отношению к настоящему они также трансцендентны). Однако об их воздействии на наше подсознание и сознание мы можем уже сейчас уверенно рассуждать с позиции нашей расовой памяти, так как мы участвуем в процессе их непосредственного формирования. Национальное российское самосознание может возникнуть только как будущая основа для новой модели мировой цивилизации. И никак иначе.
Причиной слабого или крайне редкого присутствия разумной воли в российской истории является её периферическая причастность к истории мировой цивилизации. В основном эта разумная воля проявляется здесь в период серьезных войн, когда сонное русское царство неожиданно оживает и возникает то мужество духа, которое всегда поражало своим контрастом с почти полным безволием, доминирующим до начала любой войны. История российского государства протекает только от одной войны до другой, когда происходит резкий духовный и технологический рывок за счет морального подъема духа, который освобождает сознание из-под вялого течения обыденной жизни и тотальной власти матриархальной психологии, что является следствием отсутствия собственных рациональных коммуникаций в государстве, то есть отсутствия самостоятельного основания его развития.
В промежутках между войнами Россия традиционно привыкла потреблять разумные ценности извне. Однако в последнее время ситуация в западноевропейской цивилизации кардинально изменилась, — рациональные коммуникации прежних высших ценностей в ней исчезли. Западноевропейская цивилизация уже не обладает моральным правом разумного образа жизни человека, доминируя в политическом мире только потому, что нигде в этом мире не предлагается современное понимание разумных объективных процессов развития мировой цивилизации. Мы же утверждаем, что в силу разумных объективных законов развития мировой истории, рано или поздно неизбежно будет преодолена нулевая точка российского национального самосознания, что проявится в формировании простейших политических конструкций новой модели мировой цивилизации: лигаристических союзов, которые и станут носителями «национальной идеи».
Менее всего в понимании действия исторической воли российской нации мы можем рассуждать о какой-то её исторической исключительности в прошлых и будущих событиях мировой истории. За попытку видеть в себе что-то «исключительное» в среде людей и народов, а не по отношению к разумному началу мира, время карает очень жестко, примером чего может служить и судьба евреев с их представлением о «богоизбранном народе» в среде других народов, и судьба немецкого фашизма с его представлением об исключительности «высшей арийской расы». Подлинная национальная идея всегда является идеей рациональной новизны понимания мира и человека, которая указывает на новую стратегию развития разумных основ мировой цивилизации, давая на примере своей разумной воли возможность всем народам преодолеть моральное удушье, которое периодически возникает в процессе расовой катастрофы в мировой истории. Если народные элементы культуры ограничены памятью родового исторического прошлого, то расовая память нации ею не ограничивается, поскольку национальное самосознание существует только тогда, когда оно взаимосвязано с высшими ценностями мировой истории.
Нация является исключительно феноменом истории мировой цивилизации, ибо ее воля формируется как сопричастность к её высшим ценностям. Как только взаимосвязь с разумным началом мировой истории исчезает, – исчезает и поле национального самосознания. Утратив национальное самосознание, нация неизбежно рассеивается по миру вплоть до полного растворения в других народах. Так произошло с древними египтянами, античными греками и римлянами, так уже происходит с современными европейцами, становящимися безвольными неразумными космополитами, внутренне исповедующими мульткультурализм, либертарианство и прочий свободный винегрет из осколков их некогда великого духа.
Когда мы рассуждаем о необходимости становления новой модели мировой цивилизации, то полагаем, что российская нация есть та авангардная сила мировой истории, которая должна стать ее основанием. Поэтому конфликт в России существует не между пророссийскими и прозападными, а между разумными и неразумными силами. Последние в наше историческое время почти полностью доминируют на развалинах СССР, нарядившись в либеральные, националистические, патриотические, традиционалистские, религиозные, марксистские, трансгуманистические, наукообразные, зеленые и прочие пестрые одежды.
Становление будущего российского национального самосознания, находящееся в настоящий момент в состоянии медленного пробуждения из высших пластов расового бессознательного к разумным началам воли homo sapiens, будет проходить в неизбежном конфликте с буферной политической моделью западноевропейской цивилизации в лице США, которая исторически угасает и обречена на историческое забвение. Речь в данном случае идет не о конфликте с высшими ценностями западноевропейской истории, поскольку разумное не может существовать в противоречии с тем, что оно утверждает как истинную меру бытия. Резервуары расовой памяти, созданные в западной цивилизации, будут обязательно, с должным почтением, востребованы и использованы нашим национальным самосознанием как необходимая топологическая связь с мировой историей, как нить Ариадны, которая перманентно ведет расу homo sapitns из тьмы к свету. Однако это не относится к существующей сегодня мифологии разума, которую культивирует современная либеральная система западноевропейских ценностей, и которая стала глубоко враждебна любому новому разумному проекту в мировой истории. Можно сказать, что в наше историческое будет нарастать конфликт между начальным действием нового проекта исторического разума с иррациональной социальной инфраструктурой угасающей западной цивилизации.
Вопрос о том, существуют ли в современной России какие-то разумные исторические силы, непосредственно связан с вопросом о формировании национальной российской идеи и с вопросом о предназначении российской нации в мировой истории. Любой народ может существовать без отчетливости разумного понимания своего предназначения в мировой истории, постоянно блуждая в крайностях мифологических представлений, в то время как национальное самосознание нации – это всегда отчетливая субъективная и объективная позиция разумной воли, «пресекающая» размазанность обычных человеческих влечений для участия в великих событиях мировой истории. В этом смысле русские, если рассматривать историю России, начиная с древнейших времен и заканчивая нашествием внутренней большевистской орды, — это не вечно отсталые варвары, а носители прарасовой организации новой модели мировой цивилизации, долго и медленно вызревавшей в них под воздействием последней ведущей мировой западноевропейской модели цивилизации, развивавшейся по соседству и уже растратившей, выработавшей свой высший духовный потенциал. То, что в 20 веке русская государственность пала под ударами большевистских варварских орд и продолжила разрушаться в подражательной либеральной модели, следует понимать как неизбежную периодичность процессов расовой катастрофы, в которых народы, подвергшиеся нашествию внутренних варваров, долгое время не могут осознать, что историческое время кардинально изменилось, и что им предстоит стать ведущей мировой нацией, выработать из себя новый эпицентр мировой истории, новую национальную идею мирового масштаба.
Гибель государств под ударами варваров также неизбежна, как и неизбежна воля к власти исторического разума в стремлении к господству высших ценностей. Нашествие варваров, на территории какого бы государства оно не происходило, имеет свои строгие исторические причины – необходимость освобождение прарасы от внешнего влияния более развитой цивилизации, высвобождение и последующий слом низших инстинктов и влечений варваров, формирование на основе сплава свежей энергии и расовой памяти новой разумной модели ведущей мировой цивилизации. Народ, который подвергся нашествию варваров, вынужден строить новую политическую систему власти, направленную то, чтобы переплавить варварскую агрессию в зачаточные формы новой государственной воли, которые немыслимы без высочайшего уровня национального самосознания.
Доктрина марксизма-ленинизма, бывшая сверхнациональным самосознанием и идеологией Советского союза, полностью исключала все, что имеет отношение к высшим ценностям, утверждая сугубо материалистические, экономические, матриархальные и т.п. низшие ценности, где жизнь превращалась в процесс повышения производительности труда ради утопического коллективного счастья. Опора на такого рода ценности, с точки зрения исторического разума, могла привести только к плачевному результату.
Возвращение православного религиозного самосознания «святой Руси», наблюдающееся сегодня повсеместно в нашей стране, является естественным восстановлением процессов расовой памяти и высших ценностей прошлых исторических эпох после банкротства социалистической идеологии. Однако сегодня любое христианское самосознание является уже выработанной и бесперспективной архаикой духа, а погружение в него свидетельствует о трагическом провале и отступлении русского мира в собственные исторические бессознательные глубины. Наша высшая надежда сегодня состоит в том, что это отступление есть процесс необходимого отдохновения перед стартом к новым духовным рубежам.
Смена одной идеологии на развалинах Российской империи, коммунистической, на новую идеологию, либеральную, мало что изменила по отношению к разумной действительности, не ответив на вопрос о разумном предназначении российской государственности. Однако варварский ум воспринимает всё неразумное всерьез: при советской власти существовал Институт марксизма-ленинизма, а в современной России тут же появилась Высшая школа экономики. В обоих случаях, низшие ценности сложились в систему низших конечных рассудочных представлений о реальности, ведь самостоятельной русской рациональной школы мысли до сих пор просто не существует.
Мы рассуждаем о воле российской нации в качестве «острия» действия новых всемирно-исторических сил в грядущих событиях мировой истории, поскольку единственным критерием мировой истории являются высшие ценности, имеющие наднациональный характер. Это трансцендентное «над» есть «острие» воли действующих рациональных коммуникаций мировой цивилизации, которое связывает в себе прошлое и будущее как световую топологическая «ось» мировой истории, в которой онтологический поток времени уничтожает все, что несущественно с точки зрения исторического разума.
Моральная историческая реальность современной российской цивилизации заключается в исчерпании, «остывании» животной агрессивности варварской души, которая имеет свое происхождение в большевизме, связавшем её в монолит ненависти к высшим ценностям, что мы могли с избытком наблюдать при советской власти. Варварский инстинкт агонизирует, то есть ищет какого-то нового исторического «пристанища» для своего морального оправдания. При этом варварская душа имеет то преимущество перед разложившейся психикой цивилизованного человека, что обладает неистраченным потенциалом высшей психики, который, в свою очередь, является необходимым историческим условием для производства высших ценностей. Именно поэтому исторический эпицентр развития мировой истории в эпоху расовой катастрофы медленно смещается на новые территории, где народы еще не испытали всю мощь воздействия высших ценностей, поскольку, чтобы испытать эту мощь, они должны воспроизвести их из собственного опыта доминирования в качестве самостоятельной модели развития.
Спасительная теплота любой исторической традиции рано или поздно разрушается, зачищается трагической полнотой онтологического потока времени, в котором действует расовая память высших ценностей. Поэтому элементы высших ценностей всегда привносят в мир людей ту необходимую границу, которая дает возможность постигнуть разумную меру бытия. Именно эта мера сегодня полностью исчезла в массовой цивилизации. Можно утверждать, что как церкви, например, всегда строились рядом с кладбищами, чтобы быть рядом с духом предков, так и рациональные коммуникации мировой цивилизации, как необходимый критерий ее существования, возникают только рядом с явлением высших ценностей. Сохранение и отображение разумного духа мировой истории происходит посредством приобщения к расовой памяти, её культурным и технологическим артефактах, произведениям искусства и прочим эстетическим феноменам, способным долго сохраняться в неумолимом онтологическом потоке времени, превращающим любое обыденное бытие в прах.
Причины исторического исчезновения разумной воли и рационального мышления в западноевропейской школе мысли понятны: её последние передовые позиции были отвоеваны у мифологического мира монотеизма, а потому не предполагают иной, кроме как научной, картины разумной действительности. Однако в российском интеллектуальном опыте, в котором, как мы уже указывали, никогда не существовало самостоятельной рациональной школы мысли, в подобной трагической взаимосвязи научной мысли и метафизики нет исторической необходимости. Поэтому она должна развиваться здесь на принципиально новых трансцендентных основаниях, в поиске которых мы предлагаем обратиться к пониманию начала разумного бытия как Времени (неслучайно главная общественно-политическая программа страны называлась в СССР «Время», впрочем, так же она называется до сих пор, хотя и утратила своё былое значение). Некоторые идеи и подходы к этому новому трансцендентному началу разумного мира мы изложим в других наших статьях. Сейчас же достаточно сказать, что любое «научное» обоснование философского мышления и вера в «научно-технический прогресс» в наше историческое время является мифологией, обладающей лишь блестящей техникой абстрактных построений рассудка, но уже не содержащей в себе разумного волевого импульса.
Национальное самосознание возможно только на патриархальной основе, понимаемой как господство высших ценностей, требующих максимального риска и напряжения жизни (разумная воля). Доминирование патриархальной, мужественной психологии в мировой истории расы homo sapiens является непреклонным фактом, несмотря на то, что она периодически исчезает, поскольку нации, являющиеся историческими эпицентрами развития мировой цивилизации, неизбежно растрачивают ресурсы высшей психики, а их трансцендентный огонь воли к власти, пресекавший низшие влечения всего обыденного, «человеческого», гаснет. Следствием напряжения, «сгорания» и исчезновения власти патриархальной психологии человека неизбежно становится возвращение и тотальное влияние матриархальной психологии.
Патриархальная психология человека не есть сохранение некоей традиции, это нечто совершенно иное, — максимальное действие разумной воли в авангардных событиях мировой истории. Традиция же – это попытка растянутого во времени ослабления высшего риска разумной воли со стороны низших влечений и матриархальной психологии. Можно сказать, что именно традиция постепенно «убивает» патриархальную психологию человека постоянными попытками свести разумный мир к нуждам повседневности, к разного рода формальным ритуалам и привычкам человека, формируя его обыденные представления. Этот процесс имеет системный характер во все времена мировой истории и в судьбе практически всех мировых народов. Положительную оценку, однако, следует дать тому высшему пониманию традиции (философии традиционализма), которая занимается описанием и сохранением исторических высших ценностей расы homo sapiens, что может способствовать сохранению фрактально-топологических связей мировой цивилизации.
Главная причина, которая убеждает нас в том, что в современной России существуют исторические силы для строительства новой модели мировой цивилизации, – это неистраченные ресурсы высшей психики человека русского мира. Так, за редким исключением, вся сфера прошлого и настоящего российской реальности обосновывается не отношением к разумному началу мира, а к низшим способностям познания: непосредственному чувственному восприятию и поверхностному рассудку. То, что в наше историческое время в современной России доминируют матриархальные инстинкты неразумной человеческой души, является временным явлением, которое должно быть пресечено появлением системы полноценных лигаристических союзов, в которых восстановится полноценное национальное самосознание как первооснова разумной жизни. Было бы наивно полагать, что это будет каким-то простым механическим процессом, который, например, лежит в основе того многообразного проявления массовых социальных коммуникаций, где разум отсутствует. Наоборот, все разумное – это всегда то, чего никогда не существовало в мировой истории, хотя и имело определенное фрактальное подобие, поскольку в мировой истории все повторяется, за исключением неповторимости эстетических артефактов высших ценностей. Национальная идея вырабатывается, выкристаллизовывается как их будущее и совершенно новое содержание.